Работа по созданию программного обеспечения объединяет в себе ряд специалистов, где каждый профи выполняет свои функции. Все подчинено единственной цели — создание продукта, который отвечал бы идее, потребностям заказчика по всем направлениям.
Все члены команды взаимодействуют друг с другом, подчиняются менеджерам проекта, от которых зависит способ организации работы, степень взаимопонимания задействованных специалистов. Это бывает не всегда легко, так как в разработке могут принимать участие абсолютно разные люди. В статье мы рассмотрим, из кого состоит команда разработчиков IT, кто за что отвечает.
Основные роли в команде разработчиков
Формирование успешной команды разработчиков зависит от четкости поставленных целей. От этого придется отталкиваться, приглашая в проект представителей определенных IT-направлений. Налаживание их эффективного взаимодействия, правильное распределение ролей — путь к успеху предприятия. Ниже мы рассмотрим, кто обычно принимает участие в разработках, степень их вовлеченности.
Тимлид — управление командой
Тимлидами становятся опытные, насмотренные, с отличными навыками специалисты, которые могут работать и с бэком, и с фронтом. В их обязанности входит разбираться в нюансах особо сложных местах создаваемого ПО, координировать действия остальных членов команды. Поэтому считается, что тимлидом должен быть не просто хороший разработчик, но и умелый управленец.
Подыскать такого профессионала сложно, многие нашли себе применение в крупных компаниях, только около 7% «обитает» во фрилансе. Если повезло, вы можете нанять специалиста, назначить из тех developers, которые подают надежды непосредственно в вашей компании, или целеустремленно вырастить, дав ему опытных наставников, определив на профильные курсы.
Проджект-менеджер (PM) — коммуникация между заказчиком и командой
Эти представители команды разработчиков должны организовывать процессы работы, поддерживать связь с заказчиком. Основная задача проектного менеджера — следить, чтобы клиент получил свой продукт в срок. Менеджеры формулируют поэтапные цели, контролируют их выполнение, систематически встречаются с исполнителями в формате летучек, еженедельных собраний, встреч для оценки итогов.
Вразрез бытующему мнению, РМ может не разбираться в тонкостях работы на уровне программистов, других профильных специалистов. Войти в команду может человек, не имеющий технического образования, но владеющий необходимыми для этой должности навыками, например, умением общаться с людьми, знанием английского языка, дипломатии, являющийся стрессоустойчивым, понимающий азы ИТ.
Дизайнеры — внешний вид продукта и опыт пользователя
Если представить ТЗ клиента в качестве книги, то дизайнер в нем будет выступать в роли иллюстратора. В процессе работы он будет продумывать каждую деталь, чтобы все сделать красивее (UI), комфортнее (UX) для людей, максимально точно воплотить в реальность ТЗ. Взаимосвязь этих направлений можно охарактеризовать следующим образом: UI — подбор цвета, параметров, определение положения кнопок, UX — определение роли данных элементов.
UI-дизайнеры
Разработчик пользовательского интерфейса несет ответственность за полное его графическое оформление. Дизайнер должен обладать познаниями в графическом дизайне для создания деталей «внешности» ресурса. Он может проектировать фавиконы, кнопки, обеспечивающие навигацию, разрабатывает стиль бренда, в том числе логотип, цветовую гамму, повышающие узнаваемость компании клиента.
От дизайнера зависит формирование мнения, первого впечатления посетителей, а положительные эмоции дают надежду на то, что пользователи еще не раз вернутся.
UX-дизайнеры
Данные представители команды разработчиков прорабатывают варианты взаимодействия пользователей с создаваемым ПО. Это дает уверенность, что весь функционал способен решить проблемы посетителей ресурса, достичь заявленных целей.
Задача UX-дизайнера — добиться функциональности, комфортности в использовании. Это невозможно без проведения исследования поведения потенциальной клиентуры, покупателей, их опыта, а также глубокого анализа конкурентов.
Разработчики — написание кода IT-продукта
Разработчиков в команде можно назвать основным ядром. Программисты занимаются переводом всех запланированных требований, функций в код. Они подразделяются на front-end и back-end профи. Работа первого всегда на виду, ориентирована на клиентское визуальное восприятие, деятельность второго — «на первый взгляд как будто не видна», но от нее зависит, заработает ли проект в итоге.
Фронтенд-разработчики
Отвечают за создание визуального слоя ПО, интерфейса, страниц ресурса. Именно с ними взаимодействуют пользователи. Макеты, созданные, представленные дизайнерами, превращаются в реальный визуализированный материал. Задача фронтенд-разработчиков — обеспечить правильное отображение всех деталей на различных устройствах, обозревателях.
Бэкенд-разработчики
Зона их деятельности — серверная сторона. Они обеспечивают работоспособность, функциональность приложения, сайта, создавая «подкапотную» часть разработки. Например, пользователь видит форму обратной связи, заполняет ее, а в невидимой части, благодаря написанному бэкенд-разработчиком коду, сведения обрабатываются, сохраняются в БД.
В сферу деятельности данных специалистов входят отслеживание логичности процессов, отвечающих за регистрацию, авторизацию и т. д.
В работе важен высокий уровень взаимодействия, чтобы была бесперебойная работа продукта.
QA-инженеры — тестирование продукта
В целях минимизации числа ошибок, закравшихся в созданный ресурс, проводится предварительное тестирование. Им занимаются QA-инженеры. Взаимодействуя со всеми коллегами, они стараются предотвратить различные сбои, гарантируют надежность конечного продукта.
Кого еще можно нанять в идеальную команду разработки
Мы рассмотрели базовый «комплект» команды разработчиков, но если заказчик настроен серьезно на продвижение своего бизнес-проекта в интернете, то к работе подключают еще несколько специалистов.
Бизнес-аналитики — документирование и формулирование требований заказчика
В обязанности аналитиков входит составление предварительных прогнозов, формирование определенных требований, анализ, оптимизация всех процессов. Они должны реально оценить время, необходимое для завершения разработки по всем направлениям. Если в расчеты закрадется ошибка, то коллегам по проекту придется трудиться в усиленном режиме, не считаясь с выходными днями.
К обязанностям бизнес-аналитика также относят:
- осуществление сбора данных с учетом требований;
- работу с анализом данных, их визуализацией;
- составление модели бизнес-процесса;
- прогнозы, подбор способов оптимизации;
- консультации с экспертом;
- организацию рабочих моментов.
Архитекторы ПО — проектирование технической архитектуры
Можно сказать, что это не наименование профессии, а роль, которую берет на себя опытный программист. В его обязанности входит не только работа с кодом, но и анализ общей идеи клиента, поиск способов ее технической реализации, проектирование будущего ПО с нуля. В команде разработчиков данный специалист занимает промежуточное место между дизайнером, проджект-менеджером, инженером. Ему приходится много общаться со своими коллегами, клиентом, стремясь привести проект к успешному выполнению.
Обычно архитекторы ПО требуются в объемных проектах, например, для создания продукта в банковской сфере. Такая работа может занять времени от 2-3 месяцев до года. Каждый член группы будет делать свою часть, но нужен человек, который будет управлять общим процессом: учитывать пожелания клиента, подбирать варианты их воплощения в жизнь, анализировать рынок на предмет приемлемых инструментов, технологий для осуществления поставленных задач, дробить проектную работу на подзадачи, адресовывать их профильным специалистам.
Что должен знать человек на этой должности:
- различные языки программирования;
- известные БД;
- правила функционирования API;
- устройство, принципы работы компьютеров, ОС.
На каких площадках искать IT-специалистов в команду разработки
Когда вы определились, из кого должна состоять команда разработчиков, необходимо понять, где этих профессионалов следует искать.
- Доски объявлений о работе (джоб-борды). По популярности можно выделить hh.ru, «Работа.ру», но часть необходимых людей можно найти на специализированных площадках, например, «Хабр Карьера».
- Социальные сети, различные мессенджеры. На этих ресурсах могут «обитать» айтишники, которых можно будет задействовать для startup, малого бизнеса. В «ВК», например, может пригодиться группа «Типичный программист», в ТГ — «Работа в геймдеве» и т. д.
- Биржи для фрилансеров. Обычно найти подходящего исполнителя можно на Weblancer, «Хабр Фриланс».
- ВУЗы, различные online-институты. Для серьезных задач квалификация студентов может быть недостаточной, но они достаточно замотивированы проявить себя за небольшое денежное вознаграждение. Найти претендентов можно на «Нетологии» или Skillbox. Просто необходимо поставить их в известность о желании задействовать их выпускников.
- Собственные связи, контакты, сарафанное радио. Это эффективный способ найти нужного сотрудника, с которым кто-то из знакомых имел успешный опыт, возможно среди ваших друзей, одноклассников, одногруппников есть подходящие кандидатуры.
Заключение
Для того чтобы начать формировать команду разработчиков, необходимо представлять объемы работы, от этого будет зависеть уровень квалификации сотрудников, их специализация. Поиск лучше проводить на специализированных веб-порталах, чтобы заинтересовать профессионалов, предлагайте им зарплату не ниже средней по рынку, внедряйте бонусную систему.